Нельзя обойти стороной достойного внимания основателя обители, блаженного епископа Трифона ( до пострижения в схиму Прохора). Бывший до епископства архимандритом Ярославского Спасо-Преображенского монастыря, он хиротонисан во епископа Ростовской епархии в 1311 году святителем Петром, митрополитом Московским. Еще будучи игуменом, Прохор присутствовал в числе святителей русских на соборе в г.Переяславле-Залесском, перед которым смиренно оправдывал себя святитель Петр, митрополит Московский, против клеветы епископа Тверского Андрея, из рода Литовских князей. Игумен Прохор уже и тогда был известен своим благочестием и иноческими подвигами. Пятнадцатилетнее управление епископа Прохора Ростовской епархией было ознаменовано несколькими важными в истории Русской Церкви и знаменательными в епархии событиями. Кроме уже известного нам чуда явления святой Толгской иконы и основания Толгского монастыря, летопись сохранила о епископе Прохоре следующие сведения. В 1320 году для замирения с князем Юрием Даниловичем епископ Прохор приходил в Тверь звать князя Александра Михайловича, который и прибыл тогда для этого во Владимир. В 1321 году безвременно окончил свое земное поприще святой благоверный Ярославский князь Давид Феодорович и был погребен епископом Прохором в Спасо-Преображенском монастыре. В следующем году Ярославскую область постигло несчастье: из татарской орды вместе с Московским князем Иоанном Даниловичем Калитой приехал посол хана Узбека Ахмыл, будто бы для водворения благоустройства, а на самом деле для притеснения и грабежа. Ахмыл беспощадно лил людскую кровь, выжег Ярославль и пошел на Ростов. Услышав о его приближении, князья Ростовские испугались и бежали с боярами. Епископ Прохор тоже хотел удалиться, но потомок ордынского царевича святого Петра, некий витязь Игнатий, бывший в Ростове, остановил его и уговорил идти навстречу страшного Ахмыла. С крестами, хоругвями и всем клиром пошел святитель встречать грозного, обагренного христианской кровью, посла и его ожесточенное воинство. Впереди крестного хода, вместе с толпой граждан, ехал упомянутый витязь Игнатий. Он взял с собой княжескую охоту из кречетов и запас разных яств и питий. Увидев приближение татарской рати, Игнатий остановился на берегу озера Неро, близ Петровского монастыря, основанного его предком святым Петром Царевичем, и преклонил колена перед гордым Ахмылом, которому сказал, что сам происходит из древнего рода ханского и встречает его на царском месте, купленном прадедом его, где совершились великие чудеса, и что ему странно видеть теперь здесь вооруженное воинство. Ахмыл был изумлен и спросил: «Ты сам пришел ко мне с охотой княжеской, но кто же с тобой в белых ризах и с хоругвями? Не биться ли они хотят с нами?» Игнатий отвечал: «Сии богомольцы твои и пришли благословить тебя по нашему закону святыней». В это время показалась колесница, в которой везли занемогшего под Ярославлем сына Ахмылова. Отец повелел подвести его под епископское благословение. Святитель Прохор освятил воду и дал ее пить болящему. Тогда совершилось чудо: недужный исцелился. Видя то, Ахмыл прославил христианского Бога и благодарил епископа, подарив ему лично 40 литр серебра, а 30 литр его клиру. У Игнатия же Ахмыл взял в дар кречетов и поцеловал его. Так спасен был град Ростов от нашествия Ахмыла. В 1326 году святителю Прохору пришлось погребать в Московском Архангельском соборе великого князя Георгия Даниловича, а через год освящать там же большой Успенский собор, заложенный во время княжения Калиты, по совету и благословению святителя Петра Митрополита. Епископ Прохор оставил после себя составленное им житие святителя Петра, митрополита Московского, и написал полную церковную службу сему святителю. После многих трудов по управлению паствой, и чувствуя приближение смерти, святитель избрал местом своего покоя Спасо-Преображенский монастырь, где принял схиму с именем Трифона и мирно почил 7 сентября 1328 года. Почитатели праведной жизни святителя Трифона в заупокойных молениях о почившем подвижнике, сподобившемся обретения Чудотворной иконы Толгской Божией Матери, верят в его заступление и ходатайство пред Богоматерью и по молитвам святителя Трифона получают исполнение просимого и избавление от бед и болезней. Святитель Трифон считается в числе местно чтимых святых. |
|||||
|