Рок-музыка и православие.
(по кииге. А. Кураева "Ответы молодым")

В этой книге приводятся ответы на самые различные вопросы, включая и рок-музыку.

А. Кураев говорит, что никогда не понимал и не любил рок-музыку. Но это не мешает ему дружить с рок-динозаврами и даже бывать на рок-концертах. Он отмечает, что среди них есть люди, реальные люди, и сравнивает сложившуюся ситуацию с проблемами, которые стояли перед священниками лет двадцать назад, когда к ним приходили люди, работающие в органах КГБ. По форме — враги, и вдруг оказывается, что это тоже люди. За погонами — и сердце у них есть, и там тоже бывает покаяние. И не все люди, которые шли в КГБ, работали против своего народа. Есть там и такие структуры, которые действительно защищали Родину. Они не были палачами. Они не занимались слежкой, борьбой с инакомыслием,— и как к ним было относиться? И ему кажется, сегодня похожая ситуация складывается с рок-культурой: там есть люди. Конечно, там есть грязь, жуткая грязь! Андрей Кураев считает, что при этом одно слово, которое скажет этим людям Шевчук, будет значить больше, чем, например, десять его проповедей.

Сейчас многие известные музыканты обратились к вере. Когда отец Андрей поинтересовался этим вопросом, то изумился, как много среди рок-кумиров людей, которые повернулись в сторону Православия. Гарик Сукачев в одной газетной статье заявил, что ему нравятся книги Кураева. К вере повернулись лидеры «Муммий Тролля», «Калинова моста», «Ковчега», «Любэ», «Агаты Кристи».

   Сам Кинчев, говорит о том, насколько упала его популярность после того, как он обратился к церковной тематике. Он сказал, что если раньше «Алиса» собирала стадионы, то сейчас — максимум тысячные залы домов культуры. А те фанаты, кого интересует рок-музыка в чистом виде и кому не важно содержание, ушли к «Королю и Шуту».

   Андрей Кураев был на дне рождения у Юрия Шевчука. Тогда он впервые в жизни был на рок-концерте. Он, даже будучи сам подростком, как-то никогда этой музыкой не увлекался, и даже не знал, где находится пресловутая «Горбушка». Первое, что его удивило — еще в фойе: несколько человек подошли к нему и идентифицировали его довольно четко: «Отец Андрей». Он думал, что церковная среда и рок-тусовка разделены более четко...

На концерт он взирал с бельэтажа, а после этого мероприятия целый день спал. Такое состояние он сравнил с тем, что было однажды после просмотра в 1989 году по телевизору телесеанса Кашпировского. Он обещал: «Если в вашем помещении накурено, то я сейчас сделаю несколько "пассов" и воздух станет свежим». Отец Андрей начал про себя молиться. Все кончилось хорошо: свинарник остался свинарником, не превратившись во дворец. Чуда не состоялось — как он и просил в своей молитве, но затем целый день не мог подняться с постели. Ни боли, ни температуры — а сил нет. Куда-то они ушли... Вот нечто похожее было и после первого рок-концерта.

   Сразу после него была двухчасовая беседа с Шевчуком. Шевчук вел себя вполне корректно, даже просил прощения за то, что он курит. Самое же интересное для него было потом — уже ближе к полуночи я вышел с «Горбушки» и оказался в окружении фанов: почитатели Шевчука еще стояли в надежде увидеть своего кумира. Начался разговор, который  просто потряс Кураева. Один паренек в очках, студенческого возраста, лет семнадцати, ошарашил его вопросом: «Скажите, а почему в Евангелии от Иоанна нет темы гефсиманского одиночества?».

Затем двое ребят вызвались провожать его через парк. Он спросил, заметно для них то, что у Шевчука стали звучать какие-то религиозные слова, термины? Даже в конце концерта он сказал: "Надеюсь, что Господь даст мне еще несколько песен". Для церковного человека любое такое слово значимо. Но может быть, это просто такие междометия, или он и в самом деле движется в сторону Православия? Ребята ответили, что это тоже замечают, для них это серьёзно, они к этому присматриваются.

         Отец Андрей также отметил, что его влияния на творчество Юрия нет. Есть влияние его веры и его боли на его же песни. Но были случаи, когда он показывал Кураеву новые записи еще до выхода диска. Например, песню «Ночная пьеса» из впервой части «Единочества». Он очень беспокоился, что эта песня может быть понята неправильно, говорил, что она ни в коем случае не носит антицерковный характер. Она направлена именно против легковесного, поверхностного, «попсового» отношения к вере. А вы понимаете, что означает слово «попса» в устах Шевчука.

Никита Солынин, Дмитрий Шундрик.

Интервью после концерта

Ваши предложения и пожелания по работе сайта сообщайте по адресу: [email protected]
Ссылка при использовании материалов сайта обязательна.
©Ярославская Епархия 2004г