Наши координаты:

Адрес: 150000 г. Ярославль ул. Богоявления 14 Ярославское Епархиальное Управление

Контактный телефон:
731762 секретарь
731758 Информационно- коммуникационная служба

Электронная Почта [email protected]

Икона Божией Матери “Отрада”, или “Утешение”. (21 январь)

или Ватопедская Икона Богоматери
Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря.

   В Ростове Великом, как и во многих русских городах, были свои чудотворные иконы. С XII века чтилась чудотворная икона кафедрального Успенского собора «Богоматерь Владимирская (Ростовская)». В XVII-XIX веках особенно почиталась чудотворная икона Спасо-Иаковлевского монастыря «Богоматерь Ватопедская».
   Впервые об этой иконе упоминается в книге «Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря», изданной в 1849 году. Все последующие работы, касающиеся Спасо-Иаковлевского монастыря, упоминают икону как келейный образ свт. Димитрия, указывая ее местоположение в храме и подробно описывая ее драгоценную ризу. В 1916 году иеромонахом Димитрием (Воскресенским) была написана статья об этой иконе для журнала «Приходская жизнь», которая вышла отдельной брошюрой. В архиве Ростовского музея есть рукописное «Сказание» о Ватопедском образе Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря. Оно без даты создания, но по описанию событий, происходящих в Ростове, рукопись можно датировать началом 50-х годов XIX века. «Сказание» вносит некоторые подробности бытования ростовской святыни.

Свт. Димитрий и его келейная икона.

   Согласно всем вышеназванным письменным источникам, Ватопедская икона Пресвятой Богородицы была привезена святителем Димитрием в Ростов при вступлении им на митрополичью кафедру 1 марта 1702 года. Эта икона была келейным образом святителя Димитрия. Перед ней молился святитель и в ночь на 28 октября 1709 года, когда он почил от всех земных трудов своих. Около месяца икона находилась рядом с гробом митрополита Димитрия в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого. Святое тело его оставалось не погребенным до прибытия друга его, Стефана Яворского, митрополита Рязанского, который отпел его 25 ноября, произнес красноречивое надгробное слово и предал земле в Яковлевском монастыре в юго-западном углу Зачатьевского собора, согласно завещанию почившего. Его келейная икона «Ватопедской Богоматери» была оставлена при могиле.
   Нетление святых мощей Димитриевых открылось через 42 года, 21 сентября 1752 года, по случаю поправки опустившегося пола над могилою, под которым упали на гроб сгнившие бревна; при поднятии пола в рассыпавшемся гробе было обретено нетленное тело свт. Димитрия, и от него, как от благодатного источника, начали истекать чудесные исцеления. Все эти годы до открытия мощей память о святителе жила в народе, и приходящие в храм приносили молитвы его келейному образу. После обретения мощей святителя Димитрия, до появления в монастыре первых икон с его изображением, именно перед Ватопедским образом Богоматери совершались молебные пения и панихиды по преосвященном митрополите. При описании многочисленных чудес у мощей святителя Димитрия часто упоминалась и его келейная икона, потому что Богородице, как и свт. Димитрию, возносились горячие молитвы паломников.

Происхождение названия иконы.

   Икона Спасо-Иаковлевского монастыря является одним из списков древнего, чудотворного образа Богоматери, который находится на Афоне в Ватопедском монастыре, основанном в царствование Константина Великого. Название Ватопедской она получила оттого, что близ этого монастыря, в 395 году, во время сильной бури, упал из корабля в море царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, и был поглощен волнами. Все были в ужасе от гибели царевича. Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе, к тому месту, где находится монастырь.
   И тут спутники Аркадия, в одном из прибрежных кустарников, неожиданно нашли спокойно спавшего под одним из кустов измокшего царевича. Проснувшись, царевич рассказал о своем чудесном избавлении от погибели заступлением Божией Матери. Это событие и послужило причиной названия «Ватопед», что в переводе с греческого означает «куст отрока». Император Феодосий, в благодарность Богу за чудное избавление своего сына, распространил, щедро украсил и одарил Ватопедский монастырь. Алтарь соборного храма устроен на том самом месте, где был найден царевич. На освящение храма приезжал сам царевич Аркадий с константинопольским патриархом Нектарием.
     На Ватопедской иконе Богоматерь изображена с лицом, обращенным к правому плечу. Ее Лик на этой иконе выражает сострадательную любовь, взор дышит кротостью и милосердием. Но не таково лицо Божественного Младенца: оно грозно, взор полон строгости, а движение гнева заметно во всех чертах. Такое изображение связанно с событием, случившимся 21 января 807 года. В тот вечер шайка разбойников, высадившись на берег Афонской горы, скрылась до утра в растущем возле монастыря кустарнике, чтобы на рассвете, как только отворятся ворота, ворваться внутрь Ватопедской обители и разграбить ее. Но хранительница Святой Горы, Пресвятая Богородица, не допустила свершиться злодейскому замыслу. На следующий день после утрени, когда вся братия разошлась по своим келиям на временный отдых, игумен монастыря преподобный Геннадий остался в церкви и занялся совершением своего утреннего правила, испрашивая обычное благословение Богоматери.
   Вдруг он услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников». Смутившись, игумен устремил взор на образ Пречистой и увидел, что лик Богоматери оживился, равно как и лик Богомладенца на Ее руках. Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил к Ней лицо Свое и сказал: «Нет, Мать Моя, не говори им этого; пусть они будут наказаны». Но Богоматерь, стараясь удержать руку Своего Сына и Господа и уклоняясь лицом от Него направо, снова произнесла двукратно те же самые слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, но взойдите на стены монастырские и разгоните разбойников».
   Пораженный ужасом, игумен сейчас же собрал братию и пересказал им все случившееся. Все с крайним изумлением заметили, что лицо Богоматери, Господа Иисуса Христа и вообще изображение этой иконы изменилось. Тогда они, вразумленные всем происшедшим, прославили Бога за Его промысел о них, выразившийся в таком заступничестве Пресвятой Богородицы, и, поспешив на монастырские стены, отразили нападение разбойников.
     С той поры Ватопедская икона Богоматери сделалась известной еще под именем «Отрада» или «Утешение». Выражение ликов Богоматери и Иисуса Христа осталось в том самом виде, какой они приняли при троекратном голосе, слышанном игуменом, то есть Богоматерь, уклоняясь лицом вправо от простертой десницы Своего Предвечного Младенца и Господа, старается отвлечь эту десницу от Своих уст, чтобы свободно предсказать предстоящую опасность Своим избранным.
     После этого чуда икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (по-гречески «параклис»), где она и пребывает доныне. В память о чудесном избавлении насельники Ватопедского монастыря совершают пострижение в монахи только в параклисе Божией Матери «Отрада» или «Утешение». Там же ежедневно совершается благодарственное молебное пение Богоматери перед Ее чудотворной иконой.

Икона Спасо-Иаковлевского монастыря.

   В образе Богородицы, находящимся в Яковлевской обители есть особенность по сравнению с Афонской Ватопедской иконой: младенец сидит на правой руке, тогда как на чудотворном афонском образе — на левой. Эту «зеркальность» можно объяснить тем, что ростовская икона создавалась с кальки, еще недостаточно известной на Руси иконы.
     Иконография Ватопедской Богоматери относится к редким. На сегодняшний день ростовская икона Божией Матери — самая ранняя икона на Руси такого редкого типа — список с чудотворной святыни Афонского Ватопедского монастыря. Как художественное произведение икона относится к произведениям московской живописи середины XVI века и создание ее связано с жизнью и деятельностью монаха Ватопедского монастыря святого Максима Грека, память которого Церковь чтит в один день с Ватопедским образом Пресвятой Богородицы 21января (3 февраля по новому стилю). Он приехал с Афона в 1517 году по просьбе великого князя Василия III для перевода святых книг. С собою он привез много греческих книг и списки с двух главных святынь Ватопедской обители: Богоматери Ватопедской и Богоматери Ктиторской.

Предание о появлении иконы у свт. Димитрия.

     Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта икона? Широко распространено предание, что Ватопедская икона Божией Матери была тем самым образом, которым благословили его родители на монашество.
     Но имеется еще одно предание: 13 сентября 1689 года, во время пребывания свт. Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре в свите гетмана Ивана Мазепы, находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил свт. Димитрия образом Божией Матери в окладе за труд составления житий святых, о чем свт. Димитрий записал в своем дневнике. Это мог быть образ Ватопедской Богоматери, так как святой Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона — список с Афонской святыни — хранилась в обители. Максим Грек был известным писателем и патриарх награждает свт. Димитрия за писательский труд. Образ этот был украшен окладом и плохо различим под потемневшей олифой, поэтому свт. Димитрий в дневниковых записях назвал его просто — образ Божией Матери.
     В «Сказании», написанном в середине XIX века, выдвигается еще одна версия появления у свт. Димитрия иконы. В ее основе лежит событие, которое описано в дневнике святителя: 1700 года, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле». Митрополит Петр Могила возглавлял Киевскую церковь в 1633-1647 годах. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел закончить из-за смерти, и которую продолжил свт. Димитрий Ростовский. Петр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением Лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная царем Алексеем Михайловичем, после смерти митрополита осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. В дневнике свт. Димитрий называет икону «московской». Видимо, это связано не с иконографией (такой иконографии нет), а с происхождением (от царского двора). К тому же, буквально за пять лет до этого события, Киевская митрополия была присоединена к Московской патриархии (до этого она была под юрисдикцией Константинопольского патриарха). Присоединение к Москве было воспринято киевским духовенством без большого энтузиазма, и в литературе этого периода еще долго прослеживается противопоставление «киевского» и «московского». Этим, видимо, объясняется название иконы «московской». Некоторые исследователи предполагают, что это и была икона «Богоматери Ватопедской».

Икона свт. Димтрия, как отдельная святыня монастыря.

     Келейная икона свт. Димитрия Ростовского Ватопедская Богоматерь, привезенная в Ростов митрополитом и бывшая при жизни в его келье,  а затем оставленная при гробе святителя, с момента прославления его святых мощей и огромного числа чудотворений, была выделена в отдельную святыню обители и Ростова Великого. Если в литературе святыня Иаковлевского монастыря впервые упоминается в 1849 году, то на иконах святителя Димитрия изображение чудотворного Ватопедского образа появляется уже во второй половине XVIII века, т.е. вскоре после причисления свт. Димитрия к лику святых (в 1757) и сразу же становится иконографической особенностью при изображении новоявленного чудотворца. С середины XIX века, ко времени выделения в самостоятельную святыню обители, на изображениях Спасо-Иаковлевского монастыря присутствует образ «Богоматери Ватопедской». Изображения этой иконы, как покровительницы Яковлевской обители, можно увидеть и на произведениях финифти с видом монастыря. В период наивысшего расцвета монастыря главными святынями обители были святые мощи Божиих Угодников святителей Димитрия и Иакова и чудотворная икона «Богоматерь Ватопедская». И хотя икона относится к редкому типу изображений, но в Ростове списки со святыни были широко распространены.
     В середине XIX века келейная икона святителя находилась на западной стороне правого столпа Зачатьевского храма, то есть обращена была в сторону раки с мощами святого. Видимо, там она находилась более 100 лет, со времени погребения свт. Димитрия. На иконе была жемчужная риза, украшенная во многих местах алмазами и разноцветными яхонтами, серебряный позолоченный венец и корона ее были убраны драгоценными камнями. Оклад этот был пожертвован графиней Анной Орловой-Чесменской. В 1849 году, потомственный почетный гражданин Ростова, купец I гильдии Никита Харитонович Быков, по благословению архимандрита Поликарпа устроил для иконы деревянный киот на постаменте, украсил киот мелкою богатою резьбою, увенчал короною и другими царскими атрибутами. Киот на постаменте был поставлен у южного столпа прямо к лицу святителя Димитрия, открыто почивающего в раке. Однако в праздничные дни бывало очень много богомольцев, желающих приложиться к образу Богоматери, и поэтому киот с иконою перенесли к алтарю, близ южного угла иконостаса.
   В 1848-1849 годах икона «Богоматерь Ватопедская», как высокочтимая святыня Ростова участвует в крестных ходах, наравне с другой святыней города — «Богоматерью Владимирской (Ростовской)» по случаю вспышки холеры в Ростове. В начале 1850-х годов создается «Сказание» об иконе. Все это говорит о выделении келейной иконы святителя Димитрия в самостоятельную святыню обители и города. Несколько позднее чудотворную икону помещают над царскими вратами соборного храма монастыря. По воскресным дням после вечерни икону на ремнях спускали вниз и читали акафист, привлекающий множество богомольцев.
     Во второй половине XIX — начале XX веков создается много копий с чудотворной святыни Яковлевской обители. Каждый храм в Ростове имел список с чудотворной святыни Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря. Списки этой иконы были монастырским благословением многих именитых богомольцев, приезжавших в Ростов к Божиим угодникам — святителям Димитрию и Иакову. Такие списки были подарены Государыне Императрице Александре Федоровне в 1913 году во время приезда августейшей семьи в Ростов и чуть позднее приехавшей на богомолье Великой Княгине Елизавете Федоровне. С левой стороны трапезной части Яковлевской церкви в 1916 году был освящен придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери, устроенный на пожертвования С.П. Колодкина в вечный помин убиенного воина Феодора.
   Ватопедский образ Божией Матери участвовал во всех крестных ходах, даже после событий 1917 года. Перед закрытием монастыря в 1920-х годах в обители находилось 9 изображений Богоматери Ватопедской. Сама святыня находилась над царскими вратами храма Зачатия Праведной Анны. В этом же соборном храме было еще две иконы «Богоматери Ватопедской»: в местном ряду и позади настоятельского места. В храме свт. Димитрия, куда с 1909 года на лето переносили мощи святого, над ракой находилась еще одна копия с чудотворного образа. В этом же храме в приделе свт. Николая на передней мраморной доске престола было изображение «Богоматери Ватопедской». Такое же изображение на мраморной доске было и на престоле в приделе, посвященном этой иконе в церкви свт. Иакова, а также на восточной стене, в местном ряду придела и на паперти Иаковлевского храма в большом киоте.

Судьба иконы в ХХ столетии.

   Последнее упоминание о келейной иконе святителя Димитрия встречается в архивных документах 1920-х годов. В частности, в 1925-26 годах владыка Иосиф обращался в милицию с просьбой разрешить крестные ходы по Ростовскому уезду с Ватопедской иконой Божией Матери и образом святителя Димитрия. Монастырь был закрыт в 1929 году. И хотя все храмы монастыря были переданы Ростовскому музею, иконы в музей из Иаковлевского монастыря в 1930-е годы не поступали. В музейном иконном собрании есть только одна икона этой иконографии, поступившая в музей в 1909 году от Молодцыгина. Икона интересна не только редким изображением святыни, но и надписью на обороте: «Благословение Всечестнейшего и Всепочтеннейшего Отца Амфилохия в 18 день февраля 1822 года». При работе над данной темой была найдена икона «Богоматерь Ватопедская», которая находилась на паперти Иаковлевского храма в киоте. Сейчас эта икона находится в приделе церкви Толгской Богоматери в Ростове.
     Ростовские чудотворные иконы, эти образы Хранительницы сего древнего града и людей его в богоборческое время, оставили Ростов и судьба их была неизвестна. Первая чудотворная икона, которая вернулась в город и свою обитель — это Ватопедский образ Пресвятой Богородицы. Известно, что в 1963 году икона находилась в закрытой церкви Успения Богоматери села Дивная Гора, откуда она была взята и вывезена в Москву архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом. Рассказывают, что икону митрополиту Никодиму передал один из последних насельников монастыря - архимандрит Иаков, завещавший вернуть её в обитель, когда она вновь будет восстановлена. Впоследствии икона была передана митрополиту Ювеналию. В августе 1997 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в сопровождении митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, последним и была возвращена монастырю Ватопедская икона Богоматери и привезена в обитель ее наместником архимандритом Евстафием. В честь этого события было установлено в монастыре празднование 25 августа «Возвращения чудотворной, келейной свт. Димитрия, Ватопедской иконы Пресвятой Богородицы».
   Празднование иконе Божией Матери Ватопедской совершается в монастыре также 3 февраля. Это день празднования афонской иконы Богоматери в отличие от 25 августа, дня празднования иконы Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря. Накануне этих дней совершается всенощное бдение с чтением акафиста Божией Матери перед иконой «Богоматери Ватопедской», около мощей свт. Димитрия. И теперь Богородица через эту икону, как и в прошлые времена, является заступницей и покровительницей обители и всех прибегающим к Ее покрову и ходатайству.

Пресвятая Богородица, помогай нам!

Тропарь ВАТОПЕДСКОЙ иконе БОГОМАТЕРИ, глас 4-й:

Яко покров благодатный и спасительный / стяжахом честную Твою икону, Богородице, / на сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием: / Владычице, ниспосли нам отраду и утешение, / на Тя бо упование возлагаем, грешнии и смиреннии. / На Твое предстательство надеемся, недостойнии. / Ускори нас избавити от бед и скорбей / и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, // помиловати и спасти души наша.

Кондак БОГОРОДИЦЕ глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых, / благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице; / но яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.


Ваши предложения и пожелания по работе сайта сообщайте по адресу: [email protected]

Ссылка при использовании материалов сайта обязательна.