О жизни обители после 1917 года, достаточными сведениями в настоящее время, к сожалению, монастырь не располагает. Были бы очень благодарны всем, кто имеет доступ к архивным документам, за предоставление документальной информации. Известно лишь, что в 1918 году наместником монастыря был архимандрит Анемподист, который 15 июня 1918 года писал Святейшему Патриарху Тихону: «Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Всемилостивейший Благодетель мой о Христе Иисусе. Аще Господу Богу угодно, то благословите мне проездом в Москву 4 июля остановиться в Сергиево-Троицкой Лавре на праздник Преподобного Сергия. Мое сердечное желание зреть Вас, принять участие в молитве с Вами и с сердечным чувством благоговейнейшаго почитания и глубокой сыновней преданности смиреннейше повергнуть себя к Святым стопам Вашим, как избраннику Божию, истинному сыну Церкви, сотворившему свое любвеобильное сердце храмом Божиим и жилищем Духа Святаго, Который возвестил людям избрать Вас на Патриарший Престол Вашими устами возвещать волю и учения. Имею счастие доложить Вашему Святейшеству, как печальнику Русских обителей, что у нас в Святой обители Пресвятыя Богородицы до настоящаго дне обстоит благополучно. Вашего Святейшества Всенижайший послушник недостойный и многогрешный Архимандрит Анемподист. 15 июня 1918г. Толгский монастырь». В октябре того же года была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение, содержание которого заключается в том, что насельники Толгского монастыря приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование на определенных условиях. Летом 1920 года в Толгу приехала группа учеников из Ярославля. Коммунистическая власть, чтобы как-то поддержать детей школьного возраста в голодное время, вынесла решение отправлять их в сельскую местность на летние школьные каникулы. После этого первого выезда на Толгу, они стали проводиться каждое лето. В 1923 году Ярославские власти решили в Казанском девичьем монастыре открыть дом крестьянина. Все монахини, а их было тогда до 300 человек были выселены без предоставления какого-либо помещения. Многие разъехались по стране и немало их поселилось в Толгском монастыре, хотя он и был тогда мужским. Поселились они в монастырской гостинице, часть которой была занята богадельней и приезжавшей на лето вышеупомянутой школьной колонией. Монастырь продолжал жить и в этих условиях до 1928 года, а в 1929 году с его звонницы были сброшены колокола. Из имеющейся в монастыре копии протокола заседания партийной фракции Губсовета безбожников о состоянии работы по ликвидации Толгского монастыря от 28 декабря 1928 года видно, что народ любил эту обитель. Было собрано полторы тысячи подписей против закрытия, а «если решат закрыть, то будем силой отстаивать свой монастырь». В начале 30-х годов советское правительство решило построить в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское гидроэлектростанцию. Плотина должна была перегородить Волгу в окрестностях Толгского монастыря. С 1932 года выезды школьной колонии сюда прекратились. Монастырь был полностью выселен. Остались свободными все его здания и храмы. И монастырь был выбран властями для организации в нем управления строительством, так как в те годы вокруг были только деревни, поля и леса. Сюда на Толгу стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи. В Толгском монастыре для испытания действующей модели будущего гидроузла был выбран Введенский собор и рядом стоящая звонница. В центре собора, от алтаря до западной стены, соорудили огромную белую плиту. У алтарной стены (на месте иконостаса) построили макет плотины. Для выхода отработанной воды в полу собора пробили отверстие, а в его подклети установили огромную бетонную ёмкость. Рядом с колокольней в маленьком кирпичном сооружении (сейчас иконная лавка) установили два насоса. На колокольне был сооружен огромный металлический резервуар. Насосы нагнетали воду в резервуар, откуда она самотеком поступала в собор и выливалась, проходя плотину, на бетонную плиту. После этого по трубе сливалась в бетонную емкость под полом собора. Проведенные исследования грунта в Ярославле дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Волгострой перебрался на новое место, но монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, не имевших по той или иной причине жилья. Занятыми под жилье оказались не только кельи, но и все крепостные башни. В части Никольского храма построили второй этаж. Жители приспосабливали неудобные для жилья помещения, прорубая новые окна и закладывая старые, а то и просто увеличивая их. Прорубали новые двери, срубали своды и карнизы. Сразу после отъезда Волгостроя, т.е. в 1936-37 годах, в монастырь приехали новые хозяева – воспитатели и воспитанники школы ФЗУ Наркомюста, в последствии детской колонии НКВД. Ее разместили в здании монастырской гостиницы, в которой уже не было ни богадельни, ни школьного лагеря. Гостиница расположена снаружи, за северной стеной монастыря, и была построена при наместнике монастыря архимандрите Павле в 1882 году. На рубеже 60-х годов рядом с монастырем развернулось строительство. Бывший его хозяйственный двор с постройками и гостиницей и большая луговина на левом берегу речки Толги были обнесены бетонной оградой и рядами колючей проволоки. Так началось создание исправительной колонии малолетних преступников. Для персонала построили рядом каменный двухэтажный дом. Есть сведения, что на его фундамент брали каменные памятники с уничтоженного монастырского кладбища. Впоследствии там вырос поселок, куда переселялись из монастырских зданий работники колонии. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году. Шесть десятилетий молчала обитель, ее духовная жизнь замерла на долгие годы. Между тем, приближался большой православный праздник 1000-летие крещения Руси, который было решено отпраздновать в июне 1988 года. А в сентябре появилось сообщение, что Толгский монастырь передается верующим. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом и Святейшим Синодом на территории древнего монастыря учреждена первая женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).
Обитель в момент передачи Церкви находилась в состоянии крайней заброшенности. Большая часть построек – замечательные памятники русской архитектуры пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью были утрачены настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. Частично сохранившиеся стены давали лишь смутное представление о когда-то величественном монастырском ансамбле. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.
Явление Толгской иконы Божьей Матери Основатель монастыря блаженный епископ Трифон Краткая иконографическая схема Введенского собора
|
|||||
|